Положение о группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

27 января 2015 - redaktor

 

ПРИНЯТО

На заседании

педагогического совета

Протокол № ____

От «___»____________2014 г.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МБДОУ

«Детский сад №10»

____________ Л.А.Еремицкая

                                 Приказ № ________________                                                  

                        От_________________2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №10 комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №10 комбинированного вида»

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Уставом дошкольной образовательной организации и программно-методическими инструктивными документами.

1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР

1.3. Группы компенсирующей направленности (далее – группы) создаются для воспитания и обучения детей с ЗПР, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются нарушения познавательной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, повышенная истощаемость, функциональная недостаточность ряда высших психических функций, эмоциональная неустойчивость. 

1.4. Группы создаются в целях развития интеллектуального, эмоционального и социального потенциала детей с ЗПР, формирования их позитивных личностных качеств, компенсации первичных нарушений и коррекции вторичных отклонений в развитии, формирования готовности к обучению в школе

1.5. Комплектование групп осуществляется в соответствии с Уставом ДОО, Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, Административным регламентом предоставления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по предоставлению места в муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования.

 

2. ПОРЯДОК ПРИЕМА В ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

2.1. Направление детей в группы осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения ПМПК

2.2. Для определения ребенка в данную группу, предоставляются следующие документы:

-     заявление родителей (законных представителей);

-     коллегиальное заключение ПМПК с определением программы обучения;

-     направление ДСР ПКГО;

-     копия свидетельства о рождении ребенка;

-     медицинская карта

2.3. В группы принимаются дошкольники с ЗПР в возрасте от 3 до 7 лет

2.4. Наполняемость в группы – 10 человек

2.5. Группы комплектуются с учетом возраста детей: младшая группа – дети в возрасте от 3 до 4 лет; средняя группа – от 4 до 5 лет; старшая группа – от 5 до 6 лет; подготовительная к школе группа – от 6 до 7 лет

2.6. При наличии свободных мест прием в группы может проводиться в течение всего года

2.7. Не подлежат приему в указанные группы дети, имеющие следующие клинические формы и состояния:

-     умственная отсталость;

-     выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

-     выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы;

-     шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы;

-     соматические заболевания в стадии обострения и декомпенсации;

-     частые судорожные припадки, требующие систематического наблюдения и лечения

2.8. Если в период пребывания ребенка в группе выявляются вышеперечисленные противопоказания, то ребенок может быть повторно направлен ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

2.9. Воспитанники группы, испытывающие затруднения в освоении образовательной программы, с согласия родителей (законных представителей) могут быть повторно направлены на ПМПК для получения рекомендаций по выбору дальнейших вариантов коррекционно-педагогической работы с ними.

2.10. По окончании срока пребывания в д/с на основании заключения ПМПК, ребенок направляется в общеобразовательную школу. При необходимости перевода ребенка в специальный (коррекционный) класс оформляются документы на ПМПК, которая вырабатывает рекомендации относительно варианта школьного обучения.

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУПП

3.1. Группы обеспечиваются специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей и направлением коррекционно-развивающего обучения.

3.2. Организация образовательного процесса в группах регламентируется учебным планом, расписанием занятий, перспективными тематическими планами, режимом дня.

3.3. Организационными формами работы групп компенсирующей направленности являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия.

3.4. Коррекционно-педагогическую помощь детям с ЗПР оказывают учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели группы.

3.5. Ведущим специалистом, осуществляющим образовательную и коррекционно-развивающую работу с детьми, является учитель-дефектолог. На группу утверждается 1 ставка учителя-дефектолога

3.6. Учитель-дефектолог проводит с детьми занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с художественной литературой и ФЭМП.

3.7. Режим дня и сетка занятий учителя-дефектолога строятся с учетом возрастных, типологичиеских и индивидуальных особенностей детей группы, а также решаемых задач коррекционно-развивающего обучения.

3.8. Наиболее эффективной формой организации детей с ЗПР на занятиях является подгрупповая форма. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений в течение года. Состав подгрупп на разных занятиях может меняться.

3.9. Дети, слабо усваивающие программу, отличающиеся резким снижением работоспособности, на начальных этапах обучения в подгруппы не включаются, работа с ними проводится индивидуально.

3.10. Учитель-дефектолог проводит занятия в первой половине дня, а 1 (2) раза в неделю – во вторую половину дня для того, чтобы родители могли присутствовать на занятиях и получать необходимые рекомендации, консультации.

3.11. Наличие недоразвития речи в структуре нарушений при ЗПР обуславливает необходимость оказания специальной логопедической помощи воспитанникам. Поэтому, наряду с учителем-дефектологом, в данной группе работает учитель-логопед.

3.12. Учитель-логопед занимается с детьми во второй половине дня, а 1 (2) раза в неделю – в утренний отрезок времени (в тот день, когда учитель-дефектолог работает во вторую половину дня). При такой организации работы нагрузка на детей распределяется равномерно.

3.13. Учитель-логопед основное внимание уделяет работе по развитию и совершенствованию артикуляционной моторики, произносительной стороны речи, формированию слухового внимания и восприятия, совершенствованию лексических и грамматических средств языка, развитию навыков связной речи.

3.14. Учитель-дефектолог и учитель-логопед могут распределить между собой занятия по подготовке к обучению грамоте, развитию связной речи, ознакомлению с окружающим и развитию речи. График работы в данном случае предполагает распределение рабочего времени между этими специалистами в первой и во второй половине дня.

3.15. После подгрупповых занятий учитель-логопед и учитель-дефектолог проводят индивидуальные коррекционные занятия (10-20 мин. с каждым ребенком), придерживаясь гибкого графика, чтобы максимально сократить пропуски занятий воспитателя, музыкального руководителя и не лишать ребенка возможности участвовать в игровой деятельности.

3.16. Учителю-дефектологу и учителю-логопеду не рекомендуется проводить индивидуальные занятия с воспитанниками группы во время занятий физкультурно-оздоровительного цикла.

3.17. Режим дня, регламентирующий психофизическую нагрузку детей, должен строго соблюдаться. Недопустимым является проведение учителем-дефектологом и учителем-логопедом индивидуальных занятий во время режимных моментов (умывания, приема пищи, раздевания перед сном, утренней зарядки, корригирующей гимнастики)

3.18. Учитель-дефектолог и учитель-логопед работают с подгруппами параллельно с воспитателем

3.19. Воспитатель проводит подгрупповые и фронтальные занятия по изобразительной деятельности, конструированию, трудовому обучению, физкультуре и музыке.

3.20. Воспитатель осуществляет коррекционную работу не только на занятиях, но и во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях.

3.21. Коррекционно-развивающую работу воспитатель планирует, опираясь на рекомендации учителя-дефектолога и учителя-логопеда.

3.22. Важная роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-психологу, в обязанности которого входит углубленное изучение личностных особенностей воспитанников, их поведенческих реакций, проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на нормализацию эмоционально-личностной сферы, оказание консультативной помощи учителю-дефектологу и воспитателям в разработке коррекционных программ индивидуального развития детей.

3.23. Содержание образования в группе компенсирующей направленности определяется образовательными программами, которые представлены в методическом пособии С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР», а также комплексными и парциальными образовательными программами, предусмотренными Уставом, лицензией и локальными актами учреждения.

3.24. В связи со сложным и полиморфным составом воспитанников, учреждение правомочно разработать собственную образовательную программу, отбирать подходящие материалы из существующих программ, адаптируя их с учетом особенностей контингента детей.

3.25. В связи с отсутствием программ логопедической работы с детьми, имеющими ЗПР, учитель-логопед при планировании коррекционно-логопедической работы руководствуется программами и методическими материалами, изложенными в пособии С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР», Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой, О.П.Гаврилушкиной, С.Ю Кондратьевой, Е.А.Логиновой «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Боряковой «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей», Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение».

3.26. Для воспитанников, имеющих сложную структуру нарушений и испытывающих затруднения в освоении образовательной программы, учитель-дефектолог, учитель-логопед и воспитатели составляют индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

 

4. РУКОВОДСТВО И ШТАТЫ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

4.1. Руководитель ДОО осуществляет систематический контроль и несет персональную ответственность за правильную организацию в группах образовательного процесса и проведения всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в психическом развитии детей, координирует деятельность коллектива детского сада и специалистов, проводит анализ эффективности работы в данных группах.

4.2. Для работы в группах для детей с ЗПР в штатное расписание вводятся должности специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.

4.3. На должность учителя-дефектолога, учителя-логопеда назначаются лица, имеющие высшее профессиональное образование в области дефектологии.

4.4. Недельная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов, из которых 16 часов отводится на коррекционную работу с детьми, а 4 часа – на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическими работниками ДОУ и родителями.

4.5. На должность воспитателя групп для детей с ЗПР назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное педагогическое образование, прошедшие подготовку на курсах по воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

4.6. Нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя в группах компенсирующей направленности – 25 часов в неделю.

4.7. На должность педагога-психолога назначаются лица, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология»*

*Основание: Приложение к приказу Мин.здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009г. № 593

                      «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»

4.8. Права и обязанности педагогического персонала групп определяются правилами внутреннего трудового распорядка ДОО и должностными обязанностями.

 

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. В вопросах, не предусмотренных настоящим Положением, на группы для детей с ЗПР распространяется Устав ДОО.