Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования
ПРИНЯТО На заседании педагогического совета Протокол № ____ От «___»____________2014 г. |
|
УТВЕРЖДАЮ Заведующая МБДОУ «Детский сад №10» ___________ Л.А.Еремицкая Приказ № _________________ от«___»___________ 2014 г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №10 комбинированного вида»
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №10 комбинированного вида»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации (далее – система оценки качества образования или СОКО), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования.
1.2. Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с
Законом «Об образовании в Российской Федерациии» от 29.12.2012 N23-ФЗ, приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», приказом Минобрнауки России от 20.07.2011 №2151 « Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», Уставом образовательной организации и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования в дошкольном учреждении.
1.3. Система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений воспитанников, эффективности образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.
1.4. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования ДОО являются: педагоги, воспитанники и их родители, педагогический совет дошкольной образовательной организации, экспертные комиссии при аттестации педагогических работников.
1.5Для оценки качества дошкольного образования не разрабатываются и не используются контрольные измерительные материалы для детей дошкольного возраста, не проводятся и не предусматриваются процедуры аттестации в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».
1.6.Оценка качества осуществляется в виде мониторинговых исследований, а результаты используются для выработки управленческих и организационных решений с целью оптимизации условий реализации основных образовательных программ дошкольного образования и внесение уточнений в образовательный процесс для обеспечения развития детей.
1.7. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников дошкольного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.
1.8. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
· образовательная статистика;
· промежуточный и итоговый мониторинг достижения дошкольниками планируемых
результатов освоения образовательной программы
· мониторинговые исследования;
· социологические опросы;
· отчеты педагогов и воспитателей дошкольного учреждения;
· посещение НОД, мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения.
1.9. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО
2.1. Целями системы оценки качества образования являются:
· формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в дошкольном учреждении;
· получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в дошкольном учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
· предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
· принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
· прогнозирование развития образовательной системы дошкольного учреждения.
2.2 Задачами построения системы оценки качества образования являются:
· формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
· формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
· формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
· изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности дошкольного учреждения;
· определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;
· определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
· обеспечение доступности качественного образования;
· оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников;
· определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам;
· выявление факторов, влияющих на качество образования;
· содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям воспитанников;
· определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
· расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении;
· содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы:
· объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
· реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных воспитанников при оценке результатов их обучения и воспитания;
· открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
· преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
· доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
· рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
· повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
· оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
· инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
· минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;
· сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
· взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
· соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в дошкольном учреждении.
3. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1.Процедура оценки качества дошкольного образования – мониторинг:
1) наблюдение за собственной деятельностью по реализации общей образовательной программы дошкольной организации = ООПДО (в том числе самообследование, самооценка, самоанализ ООПДО, условий ее реализации и результатов ее освоения) с целью выявления ее соответствия нормативным требованиям, прогнозирования ее развития;
2) система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о реализации ООПДО, ее соответствии нормативным требованиям.
3.2.Методы, применяемые при измерении параметров, характеризующих качество дошкольного образования, или соответствие дошкольного образования требованиям нормативных правовых документов:
- анализ (данных, документации и др.);
- наблюдение, в том числе включенное;
- визуальная оценка;
- беседа;
- сбор, формализация, группировка, обработка данных;
- анкетирование.
3.3.Мониторинг проводится в конце учебного года, что позволяет на основе результатов принять необходимые решения, оптимизирующие работу по реализации образовательной программы дошкольного образования.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в конце учебного года позволит обеспечить возможность оценки динамики достижений детей за счет сравнения с результатами предыдущего учебного года.
3.4.Порядок действий участников процедуры оценки качества дошкольного образования включает несколько последовательных этапов:
I этап – наблюдение (в том числе включенное) за поведением и деятельностью детей в соответствии с выделенными параметрами в течение всего образовательного периода;
II этап – проведение специального обследования детей в конце образовательного периода (май текущего года) с помощью диагностических заданий и анализа продуктов детской деятельности, дополняющего наблюдение; проведение анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников дошкольной образовательной организации;
III этап – заполнение карт развития ребенка и обработка полученных данных; проведение самообследования по выделенным параметрам;
IV этап – анализ результатов освоения ООПДО каждым ребенком, группой детей, ДОО в целом, в том числе анализ динамики результатов; анализ результатов самообследования и самоанализа ООП ДО и условий ее реализации; анализ анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников дошкольной образовательной организации;
V этап - разработка организационных и управленческих решений на основе данных оценки качества дошкольного образования; подготовка аналитической справки.
4. РЕАЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на
основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих
реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
4.2. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются
на основе проблемного анализа воспитательно-образовательного процесса дошкольного
учреждения, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества
образования.
4.3. Предметом системы оценки качества образования являются:
· качество образовательных результатов воспитанников (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения воспитанниками образовательной программы государственному и социальному стандартам);
· качество организации воспитательно-образовательного процесса, включающей условия организации воспитательно-образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания;
· профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;
· эффективность управления качеством образования и открытость деятельности дошкольного учреждения;
· состояние здоровья воспитанников.
4.4. Реализация мониторинга осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования.
4.4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов воспитанников включает в себя:
· промежуточный и итоговый мониторинг уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям промежуточный и итоговый мониторинг уровня развития интегративных качеств.
4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса
включает в себя:
· результаты лицензирования;
· эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов;
· программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в воспитательно-образовательном процессе дошкольной организации;
· оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
· обеспеченность методической и учебной литературой;
· оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов);
· оценку состояния условий воспитания и обучения нормативам и требованиям СанПиН;
· диагностика уровня адаптации детей раннего возраста;
· сохранение контингента воспитанников;
· анализ результатов обучения в школе выпускников дошкольной организации;
· оценку открытости дошкольного учреждения для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей.
4.4.3. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:
· аттестация педагогов;
· отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.);
· знание и использование современных педагогических методик и технологий;
· образовательные достижения воспитанников;
· участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
4.4.4. Содержание процедуры оценки здоровья воспитанников включает в себя:
· наличие медицинского кабинета и его оснащенность;
· регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий;
· оценку заболеваемости воспитанников, педагогических и других работников дошкольной организации;
· оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня);
· оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;
· диагностика состояния здоровья воспитанников.
4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности дошкольного учреждения.
4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики.
5. ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ОЦЕНКЕ И КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования
осуществляется путем предоставления информации:
· основным потребителям результатов мониторинга;
· средствам массовой информации через публичный доклад заведующей МБДОУ «Детский сад №10»;
· размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте образовательной организации.