Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования

27 января 2015 - redaktor

 

ПРИНЯТО

На заседании

педагогического совета

Протокол № ____

От «___»____________2014 г.

 

 

          УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МБДОУ

«Детский сад №10»

___________ Л.А.Еремицкая

                       Приказ № _________________

       от«___»___________ 2014 г.

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №10 комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №10 комбинированного вида»

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования  определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации (далее – система оценки качества образования или СОКО), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования.

1.2. Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с

Законом «Об образовании в Российской Федерациии» от 29.12.2012 N23-ФЗ, приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного  образования», приказом Минобрнауки России от 20.07.2011 №2151 « Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», Уставом образовательной организации и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования в дошкольном учреждении.

1.3. Система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений воспитанников, эффективности образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.

1.4. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования ДОО являются: педагоги, воспитанники и их родители, педагогический совет дошкольной образовательной организации, экспертные комиссии при  аттестации педагогических работников.

1.5Для оценки качества дошкольного образования не разрабатываются и не используются контрольные измерительные материалы для детей дошкольного возраста, не проводятся и не предусматриваются процедуры аттестации в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».

1.6.Оценка качества осуществляется в виде мониторинговых исследований, а результаты используются для выработки управленческих и организационных решений с целью оптимизации условий реализации основных образовательных программ дошкольного образования и внесение уточнений в образовательный процесс для обеспечения развития детей.

 1.7. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников дошкольного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.

  1.8. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

·         образовательная статистика;

·         промежуточный и итоговый мониторинг достижения дошкольниками планируемых

результатов освоения образовательной программы

·         мониторинговые исследования;

·         социологические опросы;

·         отчеты педагогов и воспитателей дошкольного учреждения;

·         посещение НОД, мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения.

 1.9. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

 

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО

 

2.1. Целями системы оценки качества образования являются:

·         формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в дошкольном учреждении;

·         получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в дошкольном учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

·         предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;

·         принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;

·         прогнозирование развития образовательной системы дошкольного учреждения.

2.2 Задачами построения системы оценки качества образования являются:

·         формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;

·         формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;

·         формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной образовательной статистики и мониторинга качества образования;

·         изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности дошкольного учреждения;

·         определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;

·         определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;

·         обеспечение доступности качественного образования;

·         оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников;

·         определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам;

·         выявление факторов, влияющих на качество образования;

·         содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям воспитанников;

·         определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;

·         расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении;

·         содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы:

·         объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

·         реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных воспитанников при оценке результатов их обучения и воспитания;

·         открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;

·         преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;

·         доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

·         рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;

·         повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;

·         оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);

·         инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

·         минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;

·         сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;

·         взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;

·         соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в дошкольном учреждении.

 

3. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1.Процедура оценки качества дошкольного образования – мониторинг: 

1)  наблюдение за собственной деятельностью по реализации общей образовательной программы дошкольной организации = ООПДО (в том числе самообследование, самооценка, самоанализ ООПДО, условий ее реализации и результатов ее освоения) с целью выявления ее соответствия  нормативным требованиям, прогнозирования ее развития; 

2) система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о реализации ООПДО, ее соответствии нормативным требованиям.

3.2.Методы, применяемые при измерении параметров, характеризующих качество дошкольного образования, или соответствие дошкольного образования требованиям нормативных правовых документов:

- анализ (данных, документации и др.);

- наблюдение, в том числе включенное;

- визуальная оценка;

- беседа;

- сбор, формализация, группировка, обработка данных;

- анкетирование.

 3.3.Мониторинг  проводится в конце учебного года, что позволяет на основе результатов принять необходимые решения, оптимизирующие работу по реализации образовательной программы дошкольного образования.

Мониторинг  достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в конце учебного года позволит обеспечить возможность оценки динамики достижений детей за счет сравнения с результатами предыдущего учебного года.

3.4.Порядок действий  участников процедуры оценки  качества дошкольного образования включает несколько последовательных этапов:

I этап – наблюдение (в том числе включенное) за поведением и деятельностью детей в соответствии с выделенными параметрами в течение всего образовательного периода;

II этап – проведение специального обследования детей в конце образовательного периода (май текущего года) с помощью диагностических заданий и анализа продуктов детской деятельности, дополняющего наблюдение; проведение анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников дошкольной образовательной организации;

III этап – заполнение карт развития ребенка и обработка полученных данных; проведение самообследования по выделенным параметрам;

IV этап – анализ результатов освоения ООПДО каждым ребенком, группой детей, ДОО в целом, в том числе анализ динамики результатов; анализ результатов самообследования и самоанализа ООП ДО и условий ее реализации; анализ анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников дошкольной образовательной организации;

V этап - разработка организационных и управленческих решений на основе данных оценки качества дошкольного образования; подготовка аналитической справки.

 

4. РЕАЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на

основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих

реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.

4.2. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются

на основе проблемного анализа воспитательно-образовательного процесса дошкольного

учреждения, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества

образования.

4.3. Предметом системы оценки качества образования являются:

·         качество образовательных результатов воспитанников (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения воспитанниками образовательной программы государственному и социальному стандартам);

·         качество организации воспитательно-образовательного процесса, включающей условия организации воспитательно-образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания;

·         профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;

·         эффективность управления качеством образования и открытость деятельности дошкольного учреждения;

·         состояние здоровья воспитанников.

4.4. Реализация мониторинга осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования.

4.4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов воспитанников включает в себя:

·         промежуточный и итоговый мониторинг уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям промежуточный и итоговый мониторинг уровня развития интегративных качеств.

4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса

включает в себя:

·         результаты лицензирования;

·         эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов;

·         программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в воспитательно-образовательном процессе дошкольной организации;

·         оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;

·         обеспеченность методической и учебной литературой;

·         оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов);

·         оценку состояния условий воспитания и обучения нормативам и требованиям СанПиН;

·         диагностика уровня адаптации детей раннего возраста;

·         сохранение контингента воспитанников;

·         анализ результатов обучения в школе выпускников дошкольной организации;

·         оценку открытости дошкольного учреждения для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей.

4.4.3. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:

·         аттестация педагогов;

·         отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.);

·         знание и использование современных педагогических методик и технологий;

·         образовательные достижения воспитанников;

·         участие в профессиональных конкурсах разного уровня.

4.4.4. Содержание процедуры оценки здоровья воспитанников включает в себя:

·         наличие медицинского кабинета и его оснащенность;

·         регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий;

·         оценку заболеваемости воспитанников, педагогических и других работников дошкольной организации;

·         оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня);

·         оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;

·         диагностика состояния здоровья воспитанников.

4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности дошкольного учреждения.

4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики.

 

5. ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ОЦЕНКЕ И КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования

осуществляется путем предоставления информации:

·         основным потребителям результатов мониторинга;

·         средствам массовой информации через публичный доклад заведующей МБДОУ «Детский сад №10»;

·         размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте образовательной организации.